Что делать, если заказчиком незаконного строительства выступает не бизнесмен с сомнительной репутацией, а целая Служба безопасности Украины?
Ежегодно население Киева увеличивается в среднем на 20 тысяч человек. Потому спрос на рынке столичной недвижимости стабильно высок даже во времена экономических спадов.
В итоге, девелоперы идут на всевозможные уловки, а порой и прямое нарушение закона, чтобы возвести очередную многоэтажку в существующих границах города.
INSIDER уже рассказывал о том, как застройщики разрушают историческую часть Киева в погоне за “золотыми квадратными” метрами. В центре города высотки умудряются строить даже во дворах небольших исторических домов либо же на их месте.
Пока самые ловкие представители этого бизнеса в обход градостроительных норм штампуют элитную жилплощадь, их собратья по цеху реализуют менее затратные, но всё же очень прибыльные проекты.
Обычно за ними стоят респектабельные и влиятельные люди, как к примеру застройка прибрежной линии Днепра на Никольской Слободке корпорацией нардепа Максима Микитася. Небезразличные местные жители по всему городу организовываются против незаконных строек и с переменным успехом добиваются их остановки.
Но что делать, если заказчиком такого строительства выступает не бизнесмен с сомнительной репутацией, а целая Служба безопасности Украины?
Глухая зона
В советские времена участок около 5 гектаров в начале улицы Потехина занимала воинская часть Е6642, так называемая “глушилка”, функция которой заключалась в блокировании “вражеских” радиосигналов. Основной комплекс находился под землёй, сверху осталось несколько обветшалых зданий в окружении берёзовой рощи.
С развалом Советского Союза территорию хотели передать Национальному природному парку “Голосеевский”, однако досталась она Службе безопасности Украины. В 2005 году спецслужба получила государственный акт постоянного пользования земельным участком площадью 4,6114 га на ул. Полковника Потехина, 9, со спецификацией “обслуживание и эксплуатация зданий и сооружений воинской части Е6642”.
К 2011 году остатки оборудования оттуда вывезли, и в стенах СБУ появилась идея использовать лакомый кусок земли для жилой застройки. Стоит отметить, что строительство на землях оборонного назначения определено соответствующим законом. В нём чётко указано, что речь идёт о жилье для военных и их семей, социальном, а также доступном жилье. Застройка конкретно этого участка была разрешена распоряжением Кабинета министров №822-р от 2 октября 2013 года.
В разгар Революции достоинства, в феврале 2014 года, СБУ под управлением тогда еще Александра Якименко провела тендер, чтобы определить подрядчика для строительства. Его выиграла компания “Аркада-Будівництво” с предложением построить для Службы безопасности 332 квартиры общей площадью 20 тысяч квадратных метров.
Тогда бы эта сделка прошла незаметно, всё внимание было обращено на центральные улицы столицы, но договор с победителем так и не был заключён. Интересно, что в спецслужбе этим проектом занимаются начальник департамента хозяйственного обеспечения Владимир Киптенко и его заместитель Валерий Засуцкий.
Киптенко во время Майдана запомнился как человек, отвечавший за огромные прожекторы, которыми слепили протестующих, и за размещение привозных спецподразделений из других областей. Эта страница в биографии не помешала ему успешно пройти люстрацию и даже получить генеральское звание весной 2016 года.
Второй тендер проводился во время ожесточённых боёв на Донбассе в августе 2014-го года уже при новом главе Службы безопасности Валентине Наливайченко. Его победителем была определена “Домобудівна компанія №7” (ДБК-7). И хотя предложение этой фирмы было менее заманчиво, чем на первоначальном тендере: СБУ получит 327 квартир площадью 17,5 тысяч квадратных метров - этот договор был утверждён. Официальная позиция силовиков: квартиры дадут бойцам прошедшим АТО и их семьям.
Итого: на ”оборонных гектарах” до осени 2018-го года по плану должен появиться жилой комплекс, состоящий из тринадцати 27-этажных секций, на 3268 квартир. Мало того, что только десятая часть жилплощади отойдёт силовикам - остальные квартиры будут реализованы. И не в рамках программы “Доступное жильё”, как гласит закон, а просто проданы, как в любой другой новостройке.
В своём расследовании, посвященном сомнительной застройке под эгидой СБУ, журналисты программы “Схемы” подсчитали, что выгода застройщика от этого проекта составит до миллиарда гривен.
Однако владельцы квартир в этом ЖК, если он таки будет возведён, желанными соседями в микрорайоне точно не станут. В своё время СБУ получила от Министерства регионального развития документ, позволяющий пренебречь рядом домостроительных норм: начиная расстоянием до леса, который начинается в 12 метрах от будущего жилого комплекса, заканчивая плотностью и высотностью застройки.
Кроме ряда нерешённых проблем, таких как парковка (сейчас предусмотрено всего 130 паркомест), дополнительная нагрузка на канализацию и инфраструктуру, остро стоит вопрос экологии. В своём заключении еще от 2014 года эксперты НПП “Голосеевский” отметили, что строительство и эксплуатация зданий по указанному адресу может стать фактором деградации уникальных экосистем. На данный момент в лесу сохраняется свыше 60 краснокнижных видов животных и растений.
“Рекреационные нагрузки на лесные экосистемы вблизи улицы Потехина, которые теперь в отдельные периоды года (май-июнь, сентябрь) близки к критическим, увеличатся на порядок и могут привести к необратимым изменениям в природных процессах лесных экосистем”, - объяснил главный природовед нацпарка Тарас Мельничук.
Также известно, что на этой территории при раскопках было обнаружено поселение конца бронзового века. По формулировке Института археологии, здесь находится объект культурного и исторического наследия. Но, поскольку работы по оформлению этой памятки оплачивает застройщик, предоставление соответствующего статуса так и не закончено.
Особо иронично в этой ситуации выглядит название будущего ЖК - “Берген”. Так называется норвежский город, состоящий в основном из 5-этажных “пряничных” домиков, который находится на берегу фьорда. Его считают одним из самых экологически чистых в мире.
“Фундаментальные” связи
Учитывая вышеизложенное, возникает логичный вопрос: кто же стоит за скандальной стройкой и кому Служба безопасности вольно или невольно помогает заработать за счёт своей территории?
Компания “ДБК-7” входит в строительную группу “Фундамент”, как и генеральный подрядчик строительства на Потехина - “Азур Груп”. На своём сайте компания называет ЖК “Берген” - основным проектом, судя по всему и единственным, хотя предприятие существует уже 4 года.
В то же время другие компании группы “Фундамент” уже успели возвести несколько комплексов в Киеве. Отзывы об этом застройщике в сети неоднозначные. Однозначным плюсом пользователи тематических форумов называют низкую цену жилья.
Однако на практике в отдельных случаях, как по адресу Межевая 23-Б, оказалось, что разрешительных документов на пользование участком у застройщика нет. Это не помешало “Фундаменту” таки возвести высотку, вот только коммуникации к ней удалось подключить с трудом, и через два года после сдачи объекта в эксплуатацию владельцы квартир всё еще не могут заключить прямые договора с поставщиками коммунальных услуг.
Невзирая на ряд сложностей, с которыми зачастую сталкиваются инвесторы в строительство “Фундамента”, покупатели проявляют к его проектам живой интерес. Уж слишком заманчива цена и расположение объектов.
В Едином госреестре владельцами ЧАО “Фундамент” обозначены бизнесмены Виталий Пузийчук, Дмитрий Алексеев и кипрский оффшор Amber Rutenia Limited.
Виталий Пузийчук и его отец Виктор, согласно расследованию издания “Наші гроші”, тесно связаны с бизнесом бывшего начальника департамента строительства и жилищного обеспечения КГГА Михаила Голицы.
Интересно, что ключевой компанией СГ “Фундамент” выступает “Домостроительный комбинат №3”. Во времена правления Голицы холдингом “Киевгорстрой” контрольный пакет акций комбината был окончательно выведен из коммунальной собственности в пользу Пузийчуков.
Подконтрольные им предприятия на тендерах города получили свыше миллиарда гривен. А вот вышеупомянутая “Азур груп” ранее уже работала с СБУ, в 2012 году между ним был подписан договор о строительстве жилого комплекса по адресу Трутенко, 3 (ныне Максимовича) за 390 миллионов гривен.
Отследить бенефициаров Amber Rutenia Limited не представляется возможным, потому как её основателем числится компания Meditor Finance Ltd. с острова Невис - этот оффшор, как известно, собственников зарегистрированных на его территории предприятий не раскрывает.
Герои обороны Потехина
При таком раскладе, казалось бы, никаких сложностей для застройки заветных “сбушных” гектаров с видом на Голосеевский лес возникнуть не может. Вот только если не брать в рассчёт местных жителей, которым идея соседства с 27-этажным комплексом почему-то совсем не понравилась.
Идеи общественности о том, что эту территорию можно отдать НПП “Голосеевский” под буферную зону или в крайнем случае построить центр реабилитации воинов АТО, в свою очередь не понравились застройщику и СБУ.
С этого момента небольшой микрорайон в одном из самых тихих мест столицы превратился в зону боевых действий, а перекрёсток улиц Потехина и Героев обороны - в самую горячую точку этой войны. Дело в том, что через него проходит единственная возможная дорога для подвоза строительной техники, ведь сразу за стройкой начинается заповедный лес.
Чтобы реконструировать основные события конфликта, который длится уже больше полутора лет, INSIDER встретился с местной жительницей Татьяной Силиной. Застройщику не повезло, кроме того, что она провела здесь всю свою жизнь, активистка оказалась журналистом одного из уважаемых изданий - “Зеркала недели”. Именно благодаря её материалам широкая общественность узнала о попытках Службы безопасности любыми методами, но таки застроить территорию в/ч Е6642.
Пока Татьяна делится воспоминаниями о “битве за Потехина”,мы осматриваем территорию. Бетонный забор воинской части от леса отделяет узкая асфальтовая дорога, пропадающая в дебрях, но в интерпретации застройщика это дорога общего пользования. Иногда из чащи может выскочить заяц, не говоря уже о многочисленной живности помельче, к которой тут относятся чуть ли не как к домашним животным.
По пути здороваемся с соседями, время от времени кто-то присоединяется к нашему “дозору”. Создаётся впечатление, что местные жители и вправду находятся здесь на осадном положении, у некоторых борьба с застройщиком занимает всё свободное от работы время.
“С декабря 2015 года у нас зарегистрирована бессрочная мирная акция, которая иногда превращается в мирное шествие по пешеходному переходу. Четыре месяца зимы 2015-16 года, круглосуточно люди с двух наших улиц и приезжие дежурили. Тогда ни одна бетономешалка не проехала”, - говорит Силина.
Согласно майдановским традициям, если против беззакония активисты поставили палатки, бочки для обогрева и развесили плакаты, то защищать застройщика пришли “титушки” - спортивной внешности молодые люди с закрытыми лицами, в берцах и одинаковой черной униформе.
Особенно странно осознавать этот факт, учитывая, что по диагонали от стройплощадки находится хорошо охраняемый Голосеевский суд, но правоохранители во время стычек бездействовали. Не взирая на это, силой разогнать местных не получилось.
27 января спикер Службы безопасности Украины Елена Гитлянская написала в Facebook, что СБУ обратилась к застройщику с предложением остановить строительные работы из-за сложившегося социального напряжения.
“Служба идет на такой шаг, несмотря на то, что сотни участников антитеррористической операции, для которых строится жилье, ждут его. Вместе с тем, для нас важно учесть интересы всех граждан Украины. Поэтому мы призываем противников строительства к конструктивному и открытому диалогу, а не прибегать только к протестным и пиар-акциям вокруг застройки территории военной части”, - добавила Гитлянская.
В свою очередь замдиректора “ДБК-7” Юрий Соколовский заявил, что компания не собирается останавливать строительные работы, потому как боится не вложиться в запланированные сроки.
“Для того, чтобы остановить такие работы, как минимум, исходя из того, что я знаю, нужно внести изменения в наш договор. И, пожалуй, еще и в конкурсные условия. Чтобы не получилось, что я останавливаю работы, а потом приходит 2019, и вот ко мне приходит СБУ и говорит: “Ну, вы же должны передать нам квартиры! Где они?”, - отметил представитель компании.
Местные жители так и не позволили застройщику начать полноценное строительство, потому в мае-июне он вывез технику, и борьба продолжилась в судах.
“Судья Кобылянский семь месяцев рассматривал это дело, вникал во все детали, задавал правильные вопросы, но не успел принять решение - в январе этого года у него закончились полномочия. Дело было передано судье Качуру, он провёл одно заседание и в течение 3 рабочих дней вынес решение, понятно, не в нашу пользу”, - рассказывает Силина.
Аппеляционная коллегия также отклонила жалобу местных жителей. По их словам, судья читала решение по уже заранее напечатанной бумаге, а защитники застройщика даже не предоставляли свои возражения перед началом заседания. Пройдя и кассационную инстанцию, активисты раздумывают о подаче заявления в Верховный суд.
Во время нашей прогулки к воротам, ведущим на стройплощадку, подъезжает микроавтобус с военными номерами, однако завидев нас, спешно разворачивается и уезжает.
В то же время весной нынешнего года, по словам местных, застройщик активизировался и начал массированную информационную, и не только, кампанию. Согласно новой тактике, жителей улицы Потехина из домов, которые находятся дальше от стройки, стравили с активистами на перекрёстке.
“Сначала их начали отоваривать продуктовыми пайками. Они с этими бабушками и маргинальными элементами с нижнего Потехина проводили “субботники”, только если мы за свои деньги нанимали машину для вывоза мусора, то им раздавали пакеты, перчатки и еще и доплачивали по 200-300 гривен”, - говорит Татьяна.
Но основным стимулом для участия в “протесте против протеста” стала квартирная лотерея. Жители близлежащих домов получили право участвовать в розыгрыше 3 однокомнатных квартир в новом ЖК при условии подписания договора о поддержке строительства.
Очередной этап боевых действий на перекрёстке начался 26 июля. Тогда многие активисты и члены инициативной группы были в отпуске, как и Киевсовет и Верховная Рада, к представителям которых в таких случаях обращались за поддержкой местные жители.
“Они начали в 6 утра завоз техники. Наши пытались вызвать полицию, те или улыбались или делали вид, что ничего не могут сделат. Ну и когда началось наше мирное шествие по перекрёстку застройщик подтянул бабушек, было очень жаркое время по +35 градусов. Каждое утро появлялась группа поддержки “Бергена” с плакатами “Берген - прийди!”, “Берген спасёт Голосеевский лес””, - вспоминает Татьяна.
Помимо таких акций, на улице появились тёмные джипы без номеров, сидящие в которых люди фиксировали, где собираются противники застройки и чем занимаются. Возле магазина их караулили большие группы молодых людей. Однако во время блокирования техники на перекрёстке в драку против активистов шли именно жители “нижнего Потехина”.
“Мы встречались с главой полиции Киева Андреем Крищенко 31 июля, тогда было уже страшно выпускать детей на улицу, нам угрожали в открытую. На следующий день приехал целый автобус полиции и 1 августа ни одна бетономешалка на стройку не проехала, вплоть до того, что одна из патрульных машин перегородила улицу и не дала проехать строительной технике. Более того, исчезли непонятные персонажи”, - говорит Силина.
В ночь на второе августа что-то изменилось. На следующий день приехали патрульные, вышли регулировщики, попытались разблокировать движение, после этого из автобусов вышли полицейские в бронежилетах, стали живым коридором, оттеснили активистов и пропустили строительную технику. Так продолжалось до 8 августа.
Как оказалось, ещё 28 июля Государственная архитектурно-строительная инспекция отозвала разрешение на выполнение строительных работ от 26.11.2015 № ИУ115153300647 по адресу улица Полковника Потехина, 9.
“В это время действовал запрет на строительство, о чём мы узнали уже позже. По сути, полиция целую неделю за государственные деньги охраняла незаконное строительство. Через неделю всё рассосалось, перестали приходить бабушки, приезжать полиция, но работы застройщик не прекратил”, - резюмирует активистка.
В подтверждение этих слов за забором послышался гул мотора: начали работать "бурилка" и экскаватор. Местные вызвали полицию, после чего работы прекратились. Однако на долго ли?